Новости Венгрии
2006-09-06 12:00
Просмотров: 14.152
Комментариев: 0
Иштван Сабо. Кино как лекарство
«Балтийская жемчужина» продолжает традицию мастер-классов с легендами мирового кино. В прошлом году во время фестиваля своими профессиональными секретами делился со слушателями Питер Гринуэй, в этом году приехал Иштван Сабо (Szabó István), автор «Мефистофеля» и единственный из венгерских режиссеров обладатель «Оскара». В рамках фестиваля также был показан самый последний фильм Иштвана Сабо «Родственники», который вышел в 2006 году. Он рассказывает о современном идеалисте, который «попал во власть». Вступая в борьбу с коррупцией, главный герой встречает на своем пути массу преград, главная из которых - большое количество родственников, число которых увеличивалось с расширением его служебных полномочий... В одной из ролей Иштван Сабо снял Олега Табакова.
- Я знал этого артиста много лет, - объясняет режиссер. - Восхищался им еще в старой картине Александра Митты «Гори, гори, моя звезда!». С тех пор мечтал с ним поработать. Это особенный человек и совершенно харизматический актер... Я послал ему сценарий, и он, к моей радости, согласился приехать. Десять дней мы отлично работали.
Венгерское кино, как при социализме, так и сейчас, было и остается совершенно особенным явлением на культурной карте Европы. Иштван Сабо считает, что у венгров всегда был талант делать кино, недаром многие выходцы из Венгрии добились больших успехов в Голливуде. В этой стране в течение долгих веков ее истории жили люди разных религий, национальностей, традиций. Возможно, у венгров есть уникальная способность понимать людей другой культуры. И кино способствует этому.
- Я отношусь к тому счастливому поколению, которое работало одновременно с Феллини, Куросавой, Бергманом. Тогда залы всех кинотеатров мира были полны, если шли их фильмы. Сейчас их можно увидеть только на фестивалях или в каких-нибудь маленьких университетских фильмотеках, - говорит режиссер.
И приводит интересную статистику. В год в мире делают около 6000 фильмов. 200 из них претендуют быть художественными. Сколько из них действительно заслуживают называться произведениями искусства? Десятки или, может быть, только единицы... Говоря о современном кино, Иштван Сабо признается: его не волнуют режиссерские изыски, особенности стиля. Форма в кино - это как стеклянный стакан. Если человек хочет пить, его интересует только то, что внутри стакана.
- Режиссер должен хотеть сказать мне что-то важное. Фильм должен рассказывать мне что-то интересное об окружающем мире. Этого достаточно! И если режиссер талантлив, у него получится. Но его работа не должна быть заметна, как вы не замечаете прозрачного стекла. Себя Иштван Сабо не относит к режиссерам-диктаторам. На экране самое важное - лицо актера. Поэтому актер в картине важнее, он должен быть любим и уважаем.
- Конечно, режиссер определяет направление работы. Но главная его задача - дать актеру возможность раскрыть свой талант... И убивать всякого, у кого звонит на съемочной площадке мобильный телефон! - шутит г-н Сабо с абсолютно серьезным лицом. Истинная цель кино, по его мнению, помочь зрителю почувствовать, что он не одинок в этом мире.
- Вряд ли фильмы могут что-то изменить в окружающей жизни. Это как лекарство, которое не может спасти, но может помочь. Мы боимся людей, непохожих на нас. Кино показывает, что все люди одинаковые, у них одни и те проблемы. То, что делают и что думают герои на экране, может помочь вам понять самого себя. Так же как роман «Анна Каренина» может быть полезен тем, у кого есть проблемы в браке.
P. S. В конце пресс-конференции спонсор фестиваля, президент DnB Nord banka Андрис Озолиньш вручал гостям подарки. Старинное зеркало в резной оправе досталось венгру Иштвану Сабо, снявшему картину «Быть Джулией» по роману Моэма «Театр», и автору знаменитой советской экранизации «Театра» латышу Янису Стрейчу.
Шпионаж во спасение.
Карьера Иштвана Сабо началась в 1964 году. Ему присуждено более 60 международных призов и наград, кроме «Оскара» это несколько премий Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей, Британской киноакадемии. В его фильмах снимались ярчайшие звезды современности: Харви Кейтель, Рэйчел Уайз, Аннет Беннинг, Глен Клоуз, Ральф Файнс, Джереми Айронс, Клаус Мария Брандауэр.
Режиссера всегда интересовали незаурядные люди, которые под воздействием социальной среды нравственно мутировали. Недавно выяснилось, что эта тема затрагивает Сабо куда глубже, чем предполагалось ранее. В январе 2006 года Сабо сделал сенсационное признание, что в эпоху коммунизма был стукачом в венгерском КГБ. По словам Сабо, это был «один из самых мужественных и дерзких поступков в моей жизни. Числясь в органах, мы пытались спасти от виселицы одного из коллег, которому она после революции 1956 года грозила однозначно». За шесть лет Сабо написал 48 донесений, в которых описал частную жизнь и привычки своих 72 знакомых из числа венгерских кинематографистов.
Свой поступок он мотивировал тем, что эти, по сути, невинные очерки помогли отвести подозрения от настоящих диссидентов. «Мы понимали, что они будут кого-то вербовать, и мы решили, что пусть это буду я», - заявил режиссер. Коллеги, на которых Сабо писал донесения, не имеют к нему претензий. Что же касается отношения Сабо к тоталитарным режимам, то об этом красноречивее всех слов и всех фильмов говорит тот факт, что Сабо лично принимал участие в вооруженном захвате Будапештского горкома партии в 1956 году.
Источник: d-pils.lv
Статьи по теме:
Иштван Сабо представил свой новый фильм
Комментарии
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.