Новости Венгрии
2002-05-27 11:06
Просмотров: 16.224
Комментариев: 0
Диаспора – это шагреневая кожа
Недавно доктор политических наук, главный научный сотрудник Дипломатической академии МИД Татьяна Полоскова вернулась из Венгрии, где изучала опыт работы с соотечественниками, когда-то поневоле оставшимися за пределами Родины. Теперь вопросами российских соотечественников ведает МИД. Министерство, которое, по признанию его главы, не имеет ресурсов даже для выполнения своих традиционных задач, должно справиться с новым участком работы.
По мнению Татьяны Полосковой, именно Венгрия может стать для России своеобразным эталоном в работе.
- Управление по делам зарубежных венгров - одно из немногих аналогичных структур в мире, - говорит Полоскова. - Когда-то после распада австро-венгерской империи около 30% венгров осталось за пределами страны. Ситуация, очень похожая на российскую.
1 января 2002 года в Венгрии был принят закон "О соотечественниках". По словам Полосковой, он дает льготы венграм, живущим в соседних странах: предусматривает возможность предоставления им сезонной работы, льгот-дотаций студентам на обучение в странах проживания, льготного проезда на историческую родину. Правительство делает все, чтобы венгры, живущие за пределами отечества, чувствовали себя комфортно.
- Венграм удалось создать общественное мнение, которое поддерживает и приветствует усилия государства, направленные на благо соотечественников, - говорит Полоскова. - У нас же люди либо не думают об этом, либо считают такую помощь напрасной тратой денег.
Госполитика по отношению к соотечественникам зависит и от структур, которые заняты исполнением ежедневной работы. МИД оказался новой "крышей", под которой должны решаться все те же проблемы.
- В этом есть плюсы и минусы, - считает Полоскова, - повысился, например, статус работы. Но многие страны, которые ведут работу с диаспорой, предпочитают опираться в основном на общественные структуры. Ведь первоочередная задача: активная работа с наиболее продвинутой частью диаспоры - бизнесменами, политиками. А дипломатам вести ее сложно. Прежде всего, потому, что власти страны пребывания воспринимают такую работу как направленную на создание русского лобби.
- На российское государство свалилась не проблема, а подарок, мечта, - поясняет ситуацию Полоскова. - Мы получили диаспору, которую нужно лишь структурировать. Но государство оказалось не в состоянии это "переварить". И ключевой фигурой в деле становится сама диаспора. Возможно, что она будет основой для возрождения страны.
Сдвиг в сознании произошел год назад, после конгресса соотечественников. Стало понятно, что проблема распадается на несколько направлений - репатриация для тех, которые желают вернуться (сейчас готовится закон), защита для тех, кто готов остаться за пределами России, и модель партнерства для тех, кто может и хочет взаимодействовать. Еще два года назад ни одна из этих идей не воспринималась. Теперь наоборот - появилась идея "русского мира" как культурного феномена. Новая тенденция такова: люди из диаспоры - не просители, а партнеры.
- Конечно, гигантская часть людей ассимилируется, но диаспора не пропадет, - считает Татьяна Полоскова. - При совсем неблагоприятных условиях - сузится, сократится, как шагреневая кожа, но не исчезнет, в истории есть примеры такого выживания (Аргентина, Финляндия). И диаспора будет помогать России.
Но пока тема соотечественников многих беспокоит.
- Особенно политиков, - смеется Полоскова. - Левые озабочены нарушением прав человека, правые - возможностями взаимовыгодного сотрудничества. А вообще с соотечественниками работают два типа людей - либо те, кого больше никуда не берут, либо фанатики.
Источник: izvestia.ru
Комментарии
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.