Новости Венгрии
2006-11-06 15:00
Просмотров: 17.013
Комментариев: 0
Мастера венгерского изобразительного искусства – Лайош Кашшак
Никто, пожалуй, не сделал столько для обновления венгерского искусства, сколько Лайош Кашшак (Kassák Lajos), признанный одним из наиболее ярких представителей международного авангарда. 39 лет прошло после кончины этого писателя, поэта, художника и теоретика. Но его заслуги не потускнели, интерес к его наследию по-прежнему высок. Родился Лайош Кашшак в 1887 году, в Эршекуйваре (ныне Новы Замки, Словакия). Там прошло его детство и юность, тогда ещё трудно было предположить, что он станет европейской знаменитостью и его имя будут упоминать рядом с именами выдающихся художников и литераторов. Учился Лайош неважно, без особого рвения, бросил школу уже в 12-летнем возрасте и определился в подмастерья к слесарю, а позже подался на заработки в Будапешт. Здесь молодой рабочий, во многом под влиянием знакомых поэтов из рабочей же среды, начал писать стихи. Но в литературных кругах о нём заговорили только в первой половине 1910-х годов, с выходом в свет его первых сборников. На раннем этапе творчества Кашшак тяготел к движениям, жаждавшим радикального обновления искусства. Осенью 1915 года он основал журнал «Тэтт» (Действие), сознательно взяв на себя роль рупора венгерского авангарда. С этого времени в поле его пристального внимания оказывается и изобразительное искусство. Кашшак один их первых по достоинству оценил и стал пропагандировать работы таких художников как Шандор Бортник, Лайош Гулачи, Янош Кмети, Бела Уитц, и других. Журнал «Тэтт» просуществовал только 1 год, но его неутомимый редактор затеял новое издание «Ма» (Сегодня), ставшее вскоре одним из важнейших печатных органов международного художественного авангарда. Как живописец и график Кашшак заявил о себе после подавления революции 1918-1919 годов, когда ему пришлось эмигрировать и продолжить свою карьеру и выпуск журнала уже в Вене. Тогда, в начале 20-х годов, он вырабатывает своеобразный синтетический вид живописи, так называемую «фигурную архитектуру» или «архитектуру-живопись». Согласно определению самого Кашшака фигурная архитектура призвана переводить в материальную форму чувственный мир человека, оставаясь при этом разновидностью абстрактной живописи. Художник создаёт фигурные стихи, линогравюры, иллюстрации, коллажи, проектирует обложки для ряда крупных авангардистских изданий. Вернувшись на родину в 1926 году, Кашшак всецело отдаёт себя рекламной графике и оформлению книг, выполняя фотомонтажи, макеты реклам и плакатов. К живописи он возвращается только на склоне лет. В начале 50-х годов, в период сталинской диктатуры, художник ушёл во внутреннюю эмиграцию. Ища спасение от одиночества, начал писать лирические пейзажи и неотразимо прекрасные женские портреты, составившие целый этап в его творчестве. С конца 50-х годов Кашшак возобновляет работу в русле абстрактно-геометрической эстетики. Но формы на его композициях становятся мягче, пластичнее и сами картины дышат гармонией и покоем. В последние десятилетие жизни Кашшака вновь открывают за рубежом, повсюду чествуя как выдающегося деятеля авангарда. В 1960 году в Париже была выставлена крупная коллекция его работ, после чего последовали экспозиции по всей Франции, а также в Швейцарии, Германии, Чехословакии, Польше, Италии и Венгрии. Скончался Лайош Кашшак в 1967 году. В его лице венгерское и мировое искусство потеряло подлинного новатора и подвижника.
Источник: радио Budapest
Комментарии
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.