Новости Венгрии
2006-10-30 11:10
Просмотров: 14.861
Комментариев: 0
Попытка римейка киевского Майдана в столице Венгрии не удалась
30 ноября по рекомендации Суслова начался вывод советских войск из Будапешта, но, покинув столицу, части не спешили выходить из страны. В этот же день вооруженная толпа пошла на штурм здания Будапештского горкома партии, которое защищало всего 45 бойцов госбезопасности. Первый секретарь горкома Имре Мезе, ветеран испанских интербригад, попросил помощи, но венгерские танки, подошедшие к зданию, открыли огонь по его окнам. Мезе, желая вывести из здания женщин, вышел на площадь с белым флагом, но мгновенно был убит выстрелом в голову. Потом, уже ворвавшись в здание, победители начали линчевание.
Над солдатами и офицерами глумились похлеще, чем садисты Освенцима, и западные журналисты охотно запечатлевали это. Полковника Паппа уже с выколотыми глазами и отрезанными пальцами повесили за ноги. На площади Москвы за ноги повесили и подожгли несколько десятков солдат, повешенные болтались и в пролетах мостов через Дунай. Рубикон был перейден.
Надь решает переформировать свой кабинет на многопартийной основе и начать наведение конституционного порядка. Для начала он объявил о выходе из Варшавского договора, хотя этот указ не имел законной силы, так как не был ратифицирован парламентом. Как свидетельствовал впоследствии член правительства Д. Лукач, никакого четкого плана у Надя не было. Попытки навести порядок ни к чему не привели. Толпа, науськанная радиостанцией «Свободная Европа», которая призывала «не верить никаким правительствам», продолжала вакханалию. Началась атаманщина. Так, некий «полевой командир» Ласло Дудаш самостоятельно захватил здание МВД, и выкуривали его оттуда довольно долго.
На политической сцене стали появляться и бывшие фашистские деятели - например, кардинал Миндсенти. Его также освободили из тюрьмы, где он отбывал срок за сотрудничество с режимом Хорти, и кардинал объявил по радио, что «намерен продолжать с того места, где остановился восемь лет назад», то есть стал знаменосцем фашиствующей контрреволюции.
Посольство, возглавляемое Ю. Андроповым, докладывало обо всем, и в Москве нарастала тревога за венгерские события. В Кремль для консультаций прибыл даже лидер КНР Лю Шаоци. В это время Антал Апро, Ференц Минних и Янош Кадар решили порвать с правительством Надя и дали согласие на создание альтернативного «Революционного рабоче-крестьянского правительства Венгрии». То есть вопрос с легитимностью власти был решен. Теперь надо было добиться поддержки у «социалистических братьев».
С Румынией договорились сравнительно быстро. Проблему представлял лишь югославский Тито, и Хрущев лично полетел на Брионские острова, чтобы попытаться уговорить югославского лидера поддержать силовое решение. На удивление, Тито горячо поддержал идею вооруженного разгрома венгерской оппозиции.
Операция «Вихрь» началась в 7 утра 4 ноября. Маршруты были знакомы еще с 1945-го. 60 тысяч солдат и 5 тысяч танков разворачиваются в боевые порядки. Андропова вызывают в венгерский МИД и требуют объяснений. Он объяснил…
Уже вечером началась зачистка Будапешта. Здесь работали 33-я гвардейская механизированная дивизия и воздушные десантники майора Шалухина и Донченко. Надь обратился по радио к нации с сообщением, что борьба продолжается и правительство на месте, но сам махнул в югославское посольство, обрекая на бессмысленную гибель сотни людей. 11 ноября операция была закончена. Потери советских солдат составили 720 человек, венгров, по разным источникам, - от 2 до 10 тысяч. 190 тысяч бежало за рубеж.
Кардинал Миндесенти спрятался в американском посольстве, где безвылазно жил несколько лет. Имре Надь (Nagy Imre) скрылся в посольстве Югославии и стал клянчить политического убежища. Ко всеобщему удивлению, Тито, который предпочел остаться для Запада цивилизованным политиком, решил предоставить его венгру. Югославы даже добились договоренности, по которой автобус с Надем и его соратниками будет пропущен советскими военными в Румынию. Но машину остановили, и Имре Надь был арестован.
Тито был в ярости и произнес в Пуле свою знаменитую речь, где назвал всех советских лидеров «вероломными сталинистами». Посол Югославии Велко Милкович в своих мемуарах «Московский дневник» описал, как в одном из московских переулков, сидя в машине с включенным двигателем, он общался с Хрущевым, обсуждая ситуацию с Надем.
В июне 1958 года после судебного разбирательства в Будапеште Имре Надь был приговорен к повешению. К смерти приговорили И. Силади, Г. Лошонци, М. Гимеша, П. Малетер. Всего было казнено 277 человек, из них треть – уголовники-рецидивисты. Осужденных было, конечно, много, но уже в 1963 году началась широкая реабилитация. Янош Кадар начинал свою политику «нового мышления»…
Источник: from-ua.com
Комментарии
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.