Новости Венгрии
2011-07-12 19:08
Просмотров: 14.690
Комментариев: 3
Свобода слова по-венгерски
Обычно, когда речь заходит о проблемах со свободой слова, на ум приходят развивающиеся страны с режимами разной степени авторитарности и кровожадности, но никак не благополучная Европа. Однако сейчас венгерские журналисты, редакторы и медиа-магнаты, привыкшие за 20 лет к определенным стандартам свободы и демократии, замерли в напряженном ожидании. С 1 июля полностью вступил в силу новый закон о СМИ, принятие которого вызвало в минувшем декабре нешуточный скандал в ЕС. Оппозиция называет его не иначе как попыткой ограничить свободу слова, а власти – мерой по упорядочению деятельности «четвертой власти».
Основные претензии к самому документу со стороны противников закона сводятся во-первых к тому, что контроль за деятельностью СМИ передается в руки, фактически, однопартийного органа с исключительно широкими полномочиями. А во-вторых, что он содержит весьма расплывчатые требования, вроде соблюдения политического баланса или защиты большинства от нападок стороны меньшинств, за нарушение которых полагаются многотысячные штрафы, способные поставить некоторые СМИ на грань выживания.
Критики нового закона отмечают в нем много неоднозначных формулировок, например, «защита общественного порядка», «защита семьи», которые можно трактовать так, как это выгодно властям. Другой повод для сомнений - закон был подготовлен и принят за несколько месяцев, тогда как в странах вроде Великобритании на его разработку ушли бы годы. Кроме того, помимо штрафов, размер которых зависит целиком от воли официальных лиц, новый венгерский закон о СМИ таит в себе сразу несколько ловушек. В частности, под угрозой оказалось право журналистов на защиту источников информации, когда дело касается «интересов государства» (опять же толком не указано, что под этим подразумевается).
У сторонников закона свои аргументы: что он составлен на основе европейского опыта (практически совпадает с аналогичным британским законом), что была объективная необходимость в его принятии, так как появились новые технологии вещания. Представители правящей партии «Фидес» подчеркивают, что есть Конституционный суд Венгрии, который вмешался бы, окажись свобода слова действительно под угрозой. Власти уверяют, что от журналистов будут требовать раскрытия источников информации, только если речь зайдет о государственной тайне, а за нарушение политического баланса телеканалы вовсе не будут штрафовать, а сообщать об этом публично, чтобы зрители понимали, с кем имеют дело. Официальные представители, разумеется, настаивают, что новый закон никак не покушается на свободу журналистов. Они напоминают, что СМИ контролируются даже в «старых» демократиях.
Однако сами журналисты думают иначе. Недавно мне довелось побывать в Венгрии и лично услышать их мнение, а также мнения правозащитников и представителей различных политических течений.
Типовое здание на окраине Будапешта. Кофейные автоматы, фотографии лучших сотрудников на стендах, неистребимый запах сигаретного дыма. Это редакция одной из крупнейших левых газет страны Nepszabadsag («Народная воля»).
Главный редактор Габор Хорваш рассказывает, что за весь период правления коммунистов ни один журналист этого издания не остался на Западе, зато накануне принятия нового закона о СМИ вашингтонский корреспондент решил не возвращаться на родину по завершении командировки и подал заявление об уходе. Впрочем, тут же оговорился, что все это не связано с новым законом, мол, у коллеги дети в Канаде и т.д. Справедливости ради, надо сказать, что в воздухе явно ощущается предгрозовое напряжение. Редактор признался, что хотя газета и работает так же, как раньше, надо будет посмотреть, как власти поведут себя после 1 июля.
Противники нынешнего правительства и даже некоторые европейские чиновники признаются в частных беседах, что сейчас ситуация в венгерских СМИ напоминает старую пьесу, где на стене висит ружье, которое рано или поздно должно выстрелить. Такова же, по их мнению, природа нового закона. Ведь, хотя государственный контроль за деятельностью СМИ существует и в Великобритании, и в США, там есть соответствующая политическая культура и традиции, которые не позволяют властям злоупотреблять полномочиями.
Пока новый закон больше всего повлиял на жизнь электронных СМИ. Поэтому с вопросом «Что изменилось?» я подошел к главному редактору крупного коммерческого телеканала. По его словам, канал всегда занимал сбалансированную позицию, выделяя 60% времени в новостях правящей партии и 40% - оппозиции, но теперь работать стало сложнее. Новости, даже неполитические, приходится рассматривать с разных точек зрения.
Надо понимать, что речь идет о самоцензуре, которая набирает силу. Это и понятно, коммерческим каналам, у большинства из которых иностранные владельцы, надо сохранять выделенную правительством частоту и зарабатывать деньги, а местная политика их мало волнует. Журналисты отмечают, что политические новости вообще постепенно исчезают из эфира, а их место занимает бесконечная сводка происшествий.
Есть и другие тревожные признаки. Как рассказывают венгерские правозащитники, сейчас в эфире общественного ТВ 85% времени занимают выступления представителей «Фидес», а остальное – критика в адрес предыдущего правительства.
Гораздо жестче о новом законе отозвался бывший политический обозреватель венгерского общественного радио Богар Жолт. Почему бывший? После принятия нового закона о СМИ о устроил в прямом эфире минуту молчания. По его словам, теперь журналисты дважды подумают, прежде чем браться за какой-то сюжет. Они не хотят проблем из-за политических материалов. Коммерческие каналы вообще стараются политикой не заниматься. Тем более что новый закон содержит одно важное для них положение – он отводит больше времени на рекламу.
Хотя ситуация выглядит довольно мрачной, у оппозиции и части журналистов остается надежда на интернет, который куда труднее контролировать. Есть и еще один фактор, который нельзя списывать со счетов, - повышенное внимание общеевропейских институтов к ситуации в стране и действиям «Фидес». Некоторые наблюдатели вообще намекают, что если премьер Виктор Орбан зайдет слишком далеко, европейские партнеры, например, Германия, могут просто лишить его финансовой помощи.
Хотя, может быть, дело не в самом законе, а в его добросовестном использовании. Поэтому не исключено, что именно закон о СМИ, а точнее его применение, станет своеобразной лакмусовой бумажкой, показателем зрелости венгерской демократии, построенной на обломках социализма.
Автор: Николай Сурков
Источник: www.ng.ru/columnist/2011-07-12/100_media.html
Комментарии
До выборов Орбан кричал, что хотел и когда хотел. Теперь ему надо удержаться у власти любой ценой, даже если "ружьё выстрелит".
Автор: Zoltan999913 июля 2011 в 14:47
„….показателем зрелости венгерской демократии” - как раз и является принятие этого закона…
и еще нет такого понятия как „венгерская демократия”, она либо есть, либо на ее место приходит диктатура…..
Автор: Ёжик_14 июля 2011 в 11:59
Только зарегистрированные пользователи имеют право добавлять комментарии.
если властям приходится давать обещания в "мягком" применении закона
значит варианты его применения возможны разные
ерго
закон не доработан
и ссылки на британский аналог неубедительны
ружьё выстрелит
как всегда неожиданно и гулко
Автор: ма гу12 июля 2011 в 22:15