Форум
Как она там, лошадь в тумане?
Axel гость форума |
7 декабря 2006 в 21:51 Клуб «Проект О.Г.И.». Накурено, душно, тесно. Через плечо впереди стоящей девушки смотрю на молочно-сизые картинки — иллюстрации книги «Ежик в тумане». На сцену поднимается седовласый Юрий Борисович Норштейн. Известному мультипликатору исполнилось 65, и здесь он представляет книгу, изданную по мультфильму, который в 2003 году был признан лучшим в мире. Его мультики считаются мировой классикой, но из всех творений Норштейна «Ежик в тумане», пожалуй, самый знаменитый и любимый. Многие говорят, что он слишком тяжелый и трудный для детского восприятия, некоторые пытаются найти в этой расплывчатой туманности и неопределенности тайный философский смысл бытия, а кто-то усматривает в нем некую психоделичность. Так, на сайте транс-музыки «Ежик в тумане» вполне органично вписывается в круг транс-сказкок и психоделических рассказов. В таинственной, даже мистической, сумеречности любой звук потрясает, любое неясное очертание превращается в замысловатый образ. Сова, ухая, преследует Ежика, а тот лишь пожимает плечами и тихо говорит: «Псих». Надолго запоминается полный тоски и безысходности его обреченный голосок: «Я совсем промок. Я скоро утону». Приходит на ум зловещая считалочка-страшилка: «Вышел ежик из тумана, вынул ножик из кармана: «Буду резать, буду бить, все равно тебе водить». Тем не менее, есть что-то притягательное в этом мультфильме, что-то по-домашнему уютное, доброе и светлое. — Юрий Борисович, расскажите о своей книге. — У этой книги три автора. Было бы неправильно говорить только обо мне. Ее бы не было без Сергея Козлова, создателя сказки, и художницы Франчески Ярбусовой. Эта книга — случайное дитя. Если будет переиздание, она будет дополнена. — Работа над «Шинелью» началась в 1981 году, сколько уже снято? — Снято на данный момент минут 20, а должно быть 65. Многие говорят: «Вот, связался с гоголевщиной!». Время такое! — Что для вас дороже всего в фильмах? — Не то, что в фильмах, а что вокруг них. Например, оператор Александр Жуковский — друг на всю жизнь. — Что испытываете по окончании работы? — Страшное состояние! Как будто стоишь на краю пропасти и боишься, что вот-вот рухнешь туда. Напряжение настолько велико, что возникает необходимость его как-то нейтрализовать. Кто-то уходит в запой. Это не мой стиль. Ведь существуют лес, дождь, друзья, дети, в конце концов. Даже в самой безвыходной ситуации надо верить, что появится та рыба, которая посадит тебя на спину и довезет до нужного берега. — А что для вас работа: игра или мучительный поиск? — Иногда хочется бросить все. Кажется, ну не туда загреб, не на тот трамвай сел. Например, во время работы над «Ежиком в тумане» мы долго не могли найти образ главного героя. Уже сняли и лошадь, и падающий лист, а ежика все не было и не было. В какой-то момент я заорал на Франческу: «Ну что же ты не можешь сосредоточиться?!» Она заплакала. Но буквально за несколько секунд нарисовала того, кто был нужен. — Много ли невысказанного остается после завершения съемок? — Конечно. Кино вообще — кладбище невысказанных мыслей. Так, финал «Ежика в тумане» задумывался другим. В последних кадрах должна была быть не лошадь, а силуэт филина над колодцем, который продолжал ухать в него. То, каким получается фильм, как развивается та или иная сцена, во многом зависит не от нас. Кроме того, немаловажно индивидуальное восприятие зрителей. На показах «Ежика…» появление собаки вызывало смех, я этого предвидеть никак не мог. По сути, зритель — соавтор режиссера. Постепенно привыкаешь к тому, что было сделано. — Ищете ли вы смысл жизни? — Мы все, сами того, может быть, не замечая, постоянно находимся в этом поиске. Когда мы жили в Марьиной роще, отец часто выносил на улицу четыре табуретки, клал на них матрац и перетягивал его. А после его смерти нам с братом еще долго говорили: «Вот Борис Абрамович перетянул матрац. Какая хорошая работа!» Вот и весь смысл — добрая память о человеке. — С чего начинаются фильмы: с персонажей или со сценария? — Дрожащий от упавшей капли лист… Такая картина уже может послужить началом фильма. Должно быть особое внутреннее видение, особое восприятие мира. Художник, который умеет реалистично нарисовать — еще не художник. Главное — интересное воплощение мысли, а правдоподобие необязательно. — А на кого рассчитан «Ежик в тумане»? — На детей и на взрослых, которые не забыли, как были детьми. С возрастом у нас теряется интерес к ярким впечатлениям. Моя дочь в 15 лет, когда мы вышли с ней гулять, сказала: «Знаешь, а я всегда думала, что снег идет из фонаря». Вот то образное гибкое мышление, которое необходимо художнику. — А вам не кажется, что «Ежик в тумане» несколько мрачноват для детей? — Моя внучка в два с половиной года довольно забавно с увлечением пересказывала «Ежика…» в лицах. В три с половиной — она смотрела его из-за стула. Когда приближались самые страшные для нее моменты, она пряталась за его спинку или уходила на кухню. Вот не знаю, с точки зрения дошкольного воспитания, правильный ли это мультфильм или нет. -------------------------------------------------------------------------------- Пепельные сумерки — любимый колорит кадра Юрия Норштейна — рассеиваются теплым светом ламп. Будто чувствуешь запах малинового варенья, запах можжевеловых веточек и все думаешь о лошади: как она там, в тумане?… Светлана ЧУГУНОВА |
Люська Репутация: 4 Сообщений: 742 |
8 дек 2006 в 11:53 (изменено: 8 дек 2006 в 20:22) Чет какая-то паморочная песенка, наши ценители с соседней темы засудят Axel, а с какой целью Вы эту тему открыли? |
Axel гость |
7 дек 2006 в 22:54 |
Туман гость |
7 дек 2006 в 22:39 Да, и звезды конечно. |
Люська Репутация: 4 Сообщений: 742 |
7 дек 2006 в 22:38 … и медвежонка |
Туман гость |
7 дек 2006 в 22:36 А я малиновое варенье и запах можжевеловых веточек. |
Люська Репутация: 4 Сообщений: 742 |
7 дек 2006 в 22:30 Я медвежонка люблю... |
Axel гость |
7 дек 2006 в 22:28 Конечно, можно Люська! |
Люська Репутация: 4 Сообщений: 742 |
7 дек 2006 в 22:16 Уже можно высказываться? |
Ответить
Если вы хотите отвечать на форуме -Зарегистрируйтесь